Под-Котик и его повесть 1
Отрывок из книги Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" в первом варианте перевода Нины Демуровой с комментариями журнала "Квант" №№ 6 и 7 за 1986 год
Пока шла игра, Королева беспрестанно ссорилась с игроками. Наконец она бросила игру и, переводя дыхание, спросила Алису:
- А видела ты Под-Котика?
- Нет, - сказала Алиса,- я даже не знаю, кто это такой.
- Как же,- сказала Королева.- Это такой зверь. Из него делают шапки и муфты "под котик". Пошли. Он тебе сам все расскажет.
Вскоре они увидели Грифона, крепко спящего на солнцепеке.
- Вставай, бездельник,- сказала Королева, - отведи эту барышню к Под-Котику. Пусть расскажет ей свою историю.
И она ушла, оставив Алису с Грифоном.
- Смех да и только! - пробормотал Грифон.
- Смех? - переспросила Алиса растерянно.
- Ну да, - ответил Грифон. - Все это выдумки. Казнить! Скажет тоже! У них такого отродясь не было. Ладно, пошли?
"Все здесь только и говорят что "пошли"!" подумала Алиса. "Никогда еще мною так не помыкали!"
Когда они подошли к Под-Котику, тот взглянул на них большими, полными слез глазами.
- Эта барышня, - начал Грифон, - хочет послушать твою историю, Вынь да положь ей эту историю!
- Что же, я расскажу, - проговорил Под-Котик глухим голосом. - Садись и не открывай рта, пока я не кончу.
Грифон и Алиса уселись. Наступило молчание. "Не знаю, как это он собирается кончить, если никак не может начать", подумала про себя Алиса. Но делать было нечего - она терпеливо ждала.
Наконец Под-Котик немного успокоился и, тяжело вздыхая, заговорил.
- Когда мы были маленькие, мы ходили в школу на дне моря. Учителем у нас был старый Котик. Мы знали его Спрутиком.
- Зачем же вы звали его Спрутиком? - спросила Алиса.
- Мы его звали Спрутиком, потому что он всегда ходил с прутиком,- ответил сердито Под-Котик.- Ты не очень-то догадлива!
Грифон повернулся к Под-Котику и сказал:
- Давай, старина, поторапливайся! Нельзя же весь день здесь сидеть...
И Под-Котик продолжал:
- Да, ходили мы в школу, а школа наша была на дне морском... 2 Образование мы получили самое хорошее. И не мудрено - ведь мы ходили в школу каждый день.
- Я тоже ходила в школу каждый день,- сказала Алиса. - Ничего особенного в этом нет.
- А дополнительно тебя чему-нибудь учили? - спросил Под-Котик с тревогой.
- Да, - ответила Алиса.- Музыке и французскому.
- А стирке? - быстро сказал Под-Котик.
- Нет, конечно,- с негодованием отвечала Алиса.
-Ну, значит, школа у тебя была неважная,- произнес с облегчением Под-Котик.- А у нас в школе к счету всегда приписывали: "Плата за французский, музыку и стирку дополнительно".
- Правда я не мог заниматься стиркой,- вздохнул Под Котик.- Мне она была не по карману. Я изучал только обязательные предметы.
- Какие? - спросила Алиса.
- Сначала были четыре действий арифметики: причитание, скольжение, умиление и изнеможение.
- Я о причитании никогда не слыхала,- рискнула заметить Алиса.
- Никогда не слыхала о причитании! - воскликнул Грифон.- Что такое "читать", надеюсь, ты знаешь?
- Да,- ответила Алиса неуверенно, - смотреть, что написано в книжке, и... читать.
- Да,- подхватил Грифон,- а если ты читаешь то, чего нет в книжке, это и значит "причитать".
Алиса повернулась к Под-Котику и спросила:
- А что еще вы учили?
- У нас было много всяких предметов: грязнописание, аналогия, физиономия... А раз в неделю мы запирались в мимическом кабинете и ставили мимические опыты...
- А что это такое? - спросила Алиса.
- Я тебе показать не могу, - грустно отвечал Под-Котик. - Стар я уже для этого. А Грифон ими не занимался.
- Времени у меня не было,-подтвердил Грифон. - Зато я получил классическое образование. Мы с моим учителем уходили на улицу и целый день играли в классики. Какой был учитель! Сейчас таких уже нет.
- Настоящий классик! - со вздохом сказал Под-Котик.- Но я к нему не попал...
И оба повесили головы и вздохнули 3 .
- А долго у вас шли занятия? - спросила Алиса, стремясь перевести разговор.
- Это зависело от нас,- отвечал Под-Котик. Как все займем, так и кончим.
- Займете?- удивилась Алиса.
- Занятия почему так называются? - пояснил Грифон. - Потому что на занятиях мы у нашего учителя ум занимаем... А как все займем и ничего ему не оставим, тут же и кончим. В таких случаях говорят: "Ему ума не занимать". Поняла?
Это было настолько ново для Алисы, что она невольно задумалась.
- А что же тогда с учителем происходит? - спросила она немного спустя.
- Может, хватит про уроки, - вмешался решительно Грифон. - Расскажи-ка ей про наши игры...
Морская кадриль с омарами 4
Под-Котик глубоко вздохнул и вытер глаза. Он, видно, хотел что-то сказать, но его душили рыдания.
- Ну, прямо словно кость у него в горле застряла, 5 - сказал Грифон, И принялся трясти Под-Котика и бить его по спине. Наконец Под-Котик заговорил:
- Ты, должно быть, никогда не видала живого омара...
- Зато я его пробова...- начала Алиса, но спохватилась и покачала головой.- Нет, не видала.
- Значит, ты не имеешь понятия, что такое морская кадриль с омарами.
- Нет, не имею,- вздохнула Алиса.- А что это за танец?
- Прежде всего,- начал Грифон,- все выстраиваются в ряд на морском берегу...
- В два ряда! - закричал Под-Котик.- Тюлени, лососи, морские черепахи и все остальные. И как только очистишь берег от медуз... 6
- А это не так-то просто, - вставил Грифон.
- Делаешь сначала два шага вперед...- продолжал Под-Котик.
- Взяв под ручку омара! - закричал Грифон.
- Конечно,- подтвердил Под-Котик.- Делаешь два прохода вперед, кидаешься на партнеров...
- Меняешь омаров и возвращаешься назад тем же порядком,- закончил Грифон.
- А потом, - продолжал Под-Котик,- швыряешь...
- Омаров! - крикнул Грифон.
- Подальше в море...
- Плывешь за ними! - завопил Грифон.
- Кувыркаешься разок в море! - воскликнул Под-Котик и прошелся колесом по песку 7 .
- Вот и вся первая фигура,- сказал Под-Котик внезапно упавшим голосом 8 .
- Это, должно быть очень красивый танец, - заметила Алиса.
- Вставай! - приказал Грифону Под-Котик. - Покажем ей первую фигуру.
И они заплясали 9 . Под-Котик затянул грустную песню про треску.
- Большое спасибо,- сказала Алиса. - Очень интересно было посмотреть.
- Кстати, о треске, - заметил Под-Котик.- Ты ее видала?
- Да,- сказала Алиса.- Она иногда бывала у нас на обед.
- Ты, видно, хочешь сказать, что она бывала у вас на обедах,- поправил Под-Котик Алису.- Ну, раз вы так часто встречались, ты, конечно знаешь, как она выглядит...
- Да,- сказала задумчиво Алиса.- Хвост во рту, и вся в сухарях 10 .
Под-Котик широко зевнул и закрыл глаза.
- Объясни ей про хвост,- сказал он Грифону.
- Дело в том, - сказал Грифон,- что она очень любит танцевать с омарами. Вот они и швыряют ее в море. Вот она и летит далеко-далеко. Вот хвост у нее и застревает во рту - да так крепко, что не вытащишь. Все.
- Большое спасибо,- сказала Алиса.- Это очень интересно, Я всего этого и не подозревала.
- Это что, - сказал Грифон.- Я такое могу про треску рассказать! Если хочешь, конечно...
- Знаешь, почему ее называют треской? Треску много, - сказал значительно Грифон.
Алиса растерялась.
- Много треску? - спросила она с недоумением.
- Ну да,- подтвердил Грифон.- Рыба она так себе, толку от нее мало, а треску много.
- Очень любит поговорить, - продолжал Грифон.- Другой такой трещотки не сыщешь! И друзей себе таких же подобрала. Ходит к ней один старичок Судачок, С утра до ночи судачит. А еще Щука забегает - так она всех щучит. Бывает и Сом - этот во всем сомневается... А как соберутся все вместе, такой подымут шум, что голова кругом идет... 11
Тут Под-Котик открыл глаза.
- Ну, хватит об этом,- проговорил он.- Расскажи теперь ты про свои приключения.
- Я с удовольствием расскажу все, что случилось со мной сегодня с утра,- сказала неуве-ренно Алиса.- А про вчера я рассказывать не буду, потому что тогда я была совсем другая.
- Объясни, какая, - сказал Под-Котик.
- Нет, сначала приключения,- нетерпеливо перебил его Грифон.- Объяснять очень долго.
И Алиса начала рассказывать все, что с нею случилось с той минуты, как она увидела Белого Кролика. Сначала ей было немножко не по себе: Грифон и Под-Котик придвинулись к ней так близко и так широко раскрыли глаза и рты. Но потом она осмелела. Грифон и Под-Котик молчали, пока она не дошла до встречи с Синей Гусеницей и попытки прочитать ей "Папу Вильяма". Тут Под-Котик глубоко вздохнул и сказал:
- Странно!
- Страннее некуда! - подхватил Грифон.
- Все слова не те,- задумчиво произнес Под-Котик.
- Хорошо бы она нам что-нибудь почитала. Вели ей начать.
И он посмотрел на Грифона, словно тот имел над Алисой власть.
- Встань и читай "Это голос Лентяя",- приказал Алисе Грифон.
Она встала и начала читать. Но мысли ее были так заняты омарами и морскою кадрилью 12 , что она и не знала, что говорить. Слова получились действительно, странные.
Это голос Омара. Вы слышите крик?
- Вы меня разварили! Ах, где мой парик!
И поправивши носом жилетку и бант,
Он идет на носочках, как лондонский франт.
Если отмель пустынна и тихо кругом,
Он кричит, что акулы е нипочем.
Но лишь только вдали заприметит акул,
Он забьется в песок и кричит караул!
- Совсем не похоже на то, что читал я в школе, - заметил Грифон - это ужасный вздор!
Алиса ничего не сказала: она села и закрыла лицо руками; ей уж и не верилось, что все еще может снова стать как прежде.
- Она ничего объяснить не может,- торопливо сказал Грифон. И, повернувшись к Алисе, прибавил:
- Читай дальше.
А почему он идет на носочках? - спросил Под-Котик. - Объясни мне хоть это.
- В балет готовится, должно быть, - сказала Алиса. Она и сама не понимала. Ей не хотелось больше об этом говорить.
- Читай же,- торопил ее Грифон. - "Шел я садом однажды".
Алиса не посмела ослушаться, хоть и была уверена, что все опять получится не так, и дрожащим голосом продолжала.
Шел я садом однажды и вдруг увидал,
Как делили коврижку Сова и Шакал.
И коврижку Шакал проглотил целиком,
А Сове только блюдечко дал с ободком.
А потом предложил ей: "Закончим дележ -
Ты возьми себе ложку, я - вилку и нож".
И, наевшись, улегся Шакал на траву,
Но сперва на десерт проглотил он...
- Пожалуй, хватит, - сказал он к радости Алисы.
- Хочешь мы еще станцуем? - продолжал Грифон.- Или пусть лучше Под-Котик споет тебе песню?
- Пожалуйста, песню, если можно,- отвечала Алиса с таким жаром, что Грифон только пожал плечами.
Под-Котик открыл было рот, но в эту минуту вдалеке послышалось:
- Суд идет!
- Побежали! - сказал Грифон, схватил Алису за руку и потащил за собой.
- А кого судят? - спросила, задыхаясь, Алиса.
Но Грифон только повторял:
- Побежали, побежали!
И он прибавил шагу 13 .
Комментарии журнала "Квант"
1. Если Под-Котик - это некто, похожий на Котика, то кто такой анти-Под-Котик? И, вообще, не все ли равно: Котик и антипод Под-Котика?
Чем отличается антипод Котика от Под-анти-Котика?
Если уж "Под-Котик", то, наверное, не "повесть", а "под-повесть"?
Позвольте, а при чем тут "уж"? Тогда уж - "Под-Уж"?
А если подставить Под-анти-Котика под душ?
2. Где труднее ходить в школу: над водой или под водой?
3. Можно ли повесить голову, не вешая носа?
4. Если морская кадриль - это что-то вроде:
"Под-Котик подставил под ножку подушку;
Под-Котик подбросил Под-Кошку - подружку;
Под-Мышку, подложку, подкову, поднос
Под-Котик Под-Кошке в подарок поднес",
то на что она больше похожа: на морское танго или морской вальс?
И вообще, от какого из этих танцев бегут самые сильные волны?
5. Обязательно ли идентичные симптомы состояния Под-Котика при застрявшей в горле кости и при удушении рыданиями требуют аналогичного способа выхода из него - битья по спине?
6. Почему берег полон медуз после прилива?
7. Но уж тогда не "прошелся", а "проехался" колесом по песку? Но откуда он взял колесо?
8. Будет ли быстрее падать голос с ростом веса того, у кого он упал?
9. Почему на мокром песке легче прыгать, чем на сухом, а падать на мокрый больнее, чем на сухой? И почему мокрый песок темнее, чем сухой?
10. В каких сухарях лучше обваливать треску - в крупных или в мелких, чтобы а) они (сухари) меньше смывались водой, б) она (треска) была вкуснее?
11. Обязательно ли голова должна быть круглой, чтобы пойти кругом? И увеличивается ли радиус круга с увеличением шума?
12. Но если омары еще могли занять что-либо у Алисы, то что могла занять у нее морская кадриль?
13. Что он прибавил к шагу? "И"?