Обратно

Под-Котик и его повесть 1 


Отрывок из книги Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" в первом варианте перевода Нины Демуровой с комментариями журнала "Квант" №№ 6 и 7 за 1986 год

Пока шла игра, Королева беспрестанно ссорилась с игроками. Наконец она бросила игру и, переводя дыхание, спросила Алису:

- А видела ты Под-Котика?

- Нет, - сказала Алиса,- я даже не знаю, кто это такой.

- Как же,- сказала Королева.- Это такой зверь. Из него делают шапки и муфты "под котик". Пошли. Он тебе сам все расскажет.

Вскоре они увидели Грифона, крепко спящего на солнцепеке.

- Вставай, бездельник,- сказала Королева, - отведи эту барышню к Под-Котику. Пусть расскажет ей свою историю.

И она ушла, оставив Алису с Грифоном.

- Смех да и только! - пробормотал Грифон.

- Смех? - переспросила Алиса растерянно.

- Ну да, - ответил Грифон. - Все это выдумки. Казнить! Скажет тоже! У них такого отродясь не было. Ладно, пошли?

"Все здесь только и говорят что "пошли"!" подумала Алиса. "Никогда еще мною так не помыкали!"

Когда они подошли к Под-Котику, тот взглянул на них большими, полными слез глазами.

- Эта барышня, - начал Грифон, - хочет послушать твою историю, Вынь да положь ей эту историю!

- Что же, я расскажу, - проговорил Под-Котик глухим голосом. - Садись и не открывай рта, пока я не кончу.

Грифон и Алиса уселись. Наступило молчание. "Не знаю, как это он собирается кончить, если никак не может начать", подумала про себя Алиса. Но делать было нечего - она терпеливо ждала.

Наконец Под-Котик немного успокоился и, тяжело вздыхая, заговорил.

- Когда мы были маленькие, мы ходили в школу на дне моря. Учителем у нас был старый Котик. Мы знали его Спрутиком.

- Зачем же вы звали его Спрутиком? - спросила Алиса.

- Мы его звали Спрутиком, потому что он всегда ходил с прутиком,- ответил сердито Под-Котик.- Ты не очень-то догадлива!

Грифон повернулся к Под-Котику и сказал:

- Давай, старина, поторапливайся! Нельзя же весь день здесь сидеть...

И Под-Котик продолжал:

- Да, ходили мы в школу, а школа наша была на дне морском...  2  Образование мы получили самое хорошее. И не мудрено - ведь мы ходили в школу каждый день.

- Я тоже ходила в школу каждый день,- сказала Алиса. - Ничего особенного в этом нет.

- А дополнительно тебя чему-нибудь учили? - спросил Под-Котик с тревогой.

- Да, - ответила Алиса.- Музыке и французскому.

- А стирке? - быстро сказал Под-Котик.

- Нет, конечно,- с негодованием отвечала Алиса.

-Ну, значит, школа у тебя была неважная,- произнес с облегчением Под-Котик.- А у нас в школе к счету всегда приписывали: "Плата за французский, музыку и стирку дополнительно".

- Правда я не мог заниматься стиркой,- вздохнул Под Котик.- Мне она была не по карману. Я изучал только обязательные предметы.

- Какие? - спросила Алиса.

- Сначала были четыре действий арифметики: причитание, скольжение, умиление и изнеможение.

- Я о причитании никогда не слыхала,- рискнула заметить Алиса.

- Никогда не слыхала о причитании! - воскликнул Грифон.- Что такое "читать", надеюсь, ты знаешь?

- Да,- ответила Алиса неуверенно, - смотреть, что написано в книжке, и... читать.

- Да,- подхватил Грифон,- а если ты читаешь то, чего нет в книжке, это и значит "причитать".

Алиса повернулась к Под-Котику и спросила:

- А что еще вы учили?

- У нас было много всяких предметов: грязнописание, аналогия, физиономия... А раз в неделю мы запирались в мимическом кабинете и ставили мимические опыты...

- А что это такое? - спросила Алиса.

- Я тебе показать не могу, - грустно отвечал Под-Котик. - Стар я уже для этого. А Грифон ими не занимался.

- Времени у меня не было,-подтвердил Грифон. - Зато я получил классическое образование. Мы с моим учителем уходили на улицу и целый день играли в классики. Какой был учитель! Сейчас таких уже нет.

- Настоящий классик! - со вздохом сказал Под-Котик.- Но я к нему не попал...

И оба повесили головы и вздохнули  3 .

- А долго у вас шли занятия? - спросила Алиса, стремясь перевести разговор.

- Это зависело от нас,- отвечал Под-Котик. Как все займем, так и кончим.

- Займете?- удивилась Алиса.

- Занятия почему так называются? - пояснил Грифон. - Потому что на занятиях мы у нашего учителя ум занимаем... А как все займем и ничего ему не оставим, тут же и кончим. В таких случаях говорят: "Ему ума не занимать". Поняла?

Это было настолько ново для Алисы, что она невольно задумалась.

- А что же тогда с учителем происходит? - спросила она немного спустя.

- Может, хватит про уроки, - вмешался решительно Грифон. - Расскажи-ка ей про наши игры...

Морская кадриль с омарами  4 

Под-Котик глубоко вздохнул и вытер глаза. Он, видно, хотел что-то сказать, но его душили рыдания.

- Ну, прямо словно кость у него в горле застряла,  5  - сказал Грифон, И принялся трясти Под-Котика и бить его по спине. Наконец Под-Котик заговорил:

- Ты, должно быть, никогда не видала живого омара...

- Зато я его пробова...- начала Алиса, но спохватилась и покачала головой.- Нет, не видала.

- Значит, ты не имеешь понятия, что такое морская кадриль с омарами.

- Нет, не имею,- вздохнула Алиса.- А что это за танец?

- Прежде всего,- начал Грифон,- все выстраиваются в ряд на морском берегу...

- В два ряда! - закричал Под-Котик.- Тюлени, лососи, морские черепахи и все остальные. И как только очистишь берег от медуз... 6 

- А это не так-то просто, - вставил Грифон.

- Делаешь сначала два шага вперед...- продолжал Под-Котик.

- Взяв под ручку омара! - закричал Грифон.

- Конечно,- подтвердил Под-Котик.- Делаешь два прохода вперед, кидаешься на партнеров...

- Меняешь омаров и возвращаешься назад тем же порядком,- закончил Грифон.

- А потом, - продолжал Под-Котик,- швыряешь...

- Омаров! - крикнул Грифон.

- Подальше в море...

- Плывешь за ними! - завопил Грифон.

- Кувыркаешься разок в море! - воскликнул Под-Котик и прошелся колесом по песку  7 .

- Вот и вся первая фигура,- сказал Под-Котик внезапно упавшим голосом  8 .

- Это, должно быть очень красивый танец, - заметила Алиса.

- Вставай! - приказал Грифону Под-Котик. - Покажем ей первую фигуру.

И они заплясали  9 . Под-Котик затянул грустную песню про треску.

- Большое спасибо,- сказала Алиса. - Очень интересно было посмотреть.

- Кстати, о треске, - заметил Под-Котик.- Ты ее видала?

- Да,- сказала Алиса.- Она иногда бывала у нас на обед.

- Ты, видно, хочешь сказать, что она бывала у вас на обедах,- поправил Под-Котик Алису.- Ну, раз вы так часто встречались, ты, конечно знаешь, как она выглядит...

- Да,- сказала задумчиво Алиса.- Хвост во рту, и вся в сухарях  10 .

Под-Котик широко зевнул и закрыл глаза.

- Объясни ей про хвост,- сказал он Грифону.

- Дело в том, - сказал Грифон,- что она очень любит танцевать с омарами. Вот они и швыряют ее в море. Вот она и летит далеко-далеко. Вот хвост у нее и застревает во рту - да так крепко, что не вытащишь. Все.

- Большое спасибо,- сказала Алиса.- Это очень интересно, Я всего этого и не подозревала.

- Это что, - сказал Грифон.- Я такое могу про треску рассказать! Если хочешь, конечно...

- Знаешь, почему ее называют треской? Треску много, - сказал значительно Грифон.

Алиса растерялась.

- Много треску? - спросила она с недоумением.

- Ну да,- подтвердил Грифон.- Рыба она так себе, толку от нее мало, а треску много.

- Очень любит поговорить, - продолжал Грифон.- Другой такой трещотки не сыщешь! И друзей себе таких же подобрала. Ходит к ней один старичок Судачок, С утра до ночи судачит. А еще Щука забегает - так она всех щучит. Бывает и Сом - этот во всем сомневается... А как соберутся все вместе, такой подымут шум, что голова кругом идет... 11 

Тут Под-Котик открыл глаза.

- Ну, хватит об этом,- проговорил он.- Расскажи теперь ты про свои приключения.

- Я с удовольствием расскажу все, что случилось со мной сегодня с утра,- сказала неуве-ренно Алиса.- А про вчера я рассказывать не буду, потому что тогда я была совсем другая.

- Объясни, какая, - сказал Под-Котик.

- Нет, сначала приключения,- нетерпеливо перебил его Грифон.- Объяснять очень долго.

И Алиса начала рассказывать все, что с нею случилось с той минуты, как она увидела Белого Кролика. Сначала ей было немножко не по себе: Грифон и Под-Котик придвинулись к ней так близко и так широко раскрыли глаза и рты. Но потом она осмелела. Грифон и Под-Котик молчали, пока она не дошла до встречи с Синей Гусеницей и попытки прочитать ей "Папу Вильяма". Тут Под-Котик глубоко вздохнул и сказал:

- Странно!

- Страннее некуда! - подхватил Грифон.

- Все слова не те,- задумчиво произнес Под-Котик.

- Хорошо бы она нам что-нибудь почитала. Вели ей начать.

И он посмотрел на Грифона, словно тот имел над Алисой власть.

- Встань и читай "Это голос Лентяя",- приказал Алисе Грифон.

Она встала и начала читать. Но мысли ее были так заняты омарами и морскою кадрилью  12 , что она и не знала, что говорить. Слова получились действительно, странные.

Это голос Омара. Вы слышите крик?

- Вы меня разварили! Ах, где мой парик!

И поправивши носом жилетку и бант,

Он идет на носочках, как лондонский франт.

Если отмель пустынна и тихо кругом,

Он кричит, что акулы е нипочем.

Но лишь только вдали заприметит акул,

Он забьется в песок и кричит караул!

- Совсем не похоже на то, что читал я в школе, - заметил Грифон - это ужасный вздор!

Алиса ничего не сказала: она села и закрыла лицо руками; ей уж и не верилось, что все еще может снова стать как прежде.

- Она ничего объяснить не может,- торопливо сказал Грифон. И, повернувшись к Алисе, прибавил:

- Читай дальше.

А почему он идет на носочках? - спросил Под-Котик. - Объясни мне хоть это.

- В балет готовится, должно быть, - сказала Алиса. Она и сама не понимала. Ей не хотелось больше об этом говорить.

- Читай же,- торопил ее Грифон. - "Шел я садом однажды".

Алиса не посмела ослушаться, хоть и была уверена, что все опять получится не так, и дрожащим голосом продолжала.

Шел я садом однажды и вдруг увидал,

Как делили коврижку Сова и Шакал.

И коврижку Шакал проглотил целиком,

А Сове только блюдечко дал с ободком.

А потом предложил ей: "Закончим дележ -

Ты возьми себе ложку, я - вилку и нож".

И, наевшись, улегся Шакал на траву,

Но сперва на десерт проглотил он...

- Пожалуй, хватит, - сказал он к радости Алисы.

- Хочешь мы еще станцуем? - продолжал Грифон.- Или пусть лучше Под-Котик споет тебе песню?

- Пожалуйста, песню, если можно,- отвечала Алиса с таким жаром, что Грифон только пожал плечами.

Под-Котик открыл было рот, но в эту минуту вдалеке послышалось:

- Суд идет!

- Побежали! - сказал Грифон, схватил Алису за руку и потащил за собой.

- А кого судят? - спросила, задыхаясь, Алиса.

Но Грифон только повторял:

- Побежали, побежали!

И он прибавил шагу  13 .



Комментарии журнала "Квант"

1. Если Под-Котик - это некто, похожий на Котика, то кто такой анти-Под-Котик? И, вообще, не все ли равно: Котик и антипод Под-Котика?
Чем отличается антипод Котика от Под-анти-Котика?
Если уж "Под-Котик", то, наверное, не "повесть", а "под-повесть"?
Позвольте, а при чем тут "уж"? Тогда уж - "Под-Уж"?
А если подставить Под-анти-Котика под душ?

2. Где труднее ходить в школу: над водой или под водой?

3. Можно ли повесить голову, не вешая носа?

4. Если морская кадриль - это что-то вроде:
"Под-Котик подставил под ножку подушку;
Под-Котик подбросил Под-Кошку - подружку;
Под-Мышку, подложку, подкову, поднос
Под-Котик Под-Кошке в подарок поднес",
то на что она больше похожа: на морское танго или морской вальс?
И вообще, от какого из этих танцев бегут самые сильные волны?

5. Обязательно ли идентичные симптомы состояния Под-Котика при застрявшей в горле кости и при удушении рыданиями требуют аналогичного способа выхода из него - битья по спине?

6. Почему берег полон медуз после прилива?

7. Но уж тогда не "прошелся", а "проехался" колесом по песку? Но откуда он взял колесо?

8. Будет ли быстрее падать голос с ростом веса того, у кого он упал?

9. Почему на мокром песке легче прыгать, чем на сухом, а падать на мокрый больнее, чем на сухой? И почему мокрый песок темнее, чем сухой?

10. В каких сухарях лучше обваливать треску - в крупных или в мелких, чтобы а) они (сухари) меньше смывались водой, б) она (треска) была вкуснее?

11. Обязательно ли голова должна быть круглой, чтобы пойти кругом? И увеличивается ли радиус круга с увеличением шума?

12. Но если омары еще могли занять что-либо у Алисы, то что могла занять у нее морская кадриль?

13. Что он прибавил к шагу? "И"?